Главная Образование Программа курса

Программа курса

Задать возникшие вопросы и записаться в группу Вы можете по телефону: 8-916-654 23 87

Настоящий курс состоит из двух лекционных циклов:

  1. «Теоретические основы психоаналитического процесса. Техника психоанализа»

Лектор – Dr. Phil ( Psych.) Попов Александр Г., Президент IPPS, проректор института психоанализа им. О. Феничела (Швейцария, Берн), действительный член Русского Психоаналитического Общества и Профессиональной Психотерапевтической Лиги, тренинг-аналитик&супервизор Национальной Федерации Психоанализа.

Данный лекционный цикл составлен на основе курса лекций, прочитанных в институте психоанализа  (до 2008 г. «институт психоанализа при МГУ»/ «Техника психоанализа» (2000-2009 гг.); институте психологии и психоанализа / «Теоретические основы психоаналитического процесса» (2005-2009); Сибирском институте психоанализа «Основы психоаналитической теории и техники».

Учебная программа курса:

 

ПСИХОАНАЛИЗ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНИКИ

  1. Вне психологии, психиатрии и психотерапии: психоанализ как самостоятельная наука. Предмет и объект психоанализа.
  2. Классическая психоаналитическая теория. Феноменология, клиника, метапсихология. Топика, структура, экономика, динамика, генетика и адаптация.
  3. Психоаналитическая теория влечений.
  4. Психоаналитическая теория страха.
  5. Первая теория психического аппарата (первая топика). Дескриптивное, топическое, динамическое бессознательное. Функции предсознательной системы. Цензура. Первичное и вторичное вытеснение. Фиксация. Регрессия. Симптомообразование. Влечения и психическая энергия с позиций первой топики. Гомеостаз. Принцип удовольствия, принцип реальности, принцип константности.
  6. «Возвращение вытесненного»: сновидения, юмор, «ошибочные» действия, реакции переноса, черты характера, поведенческие паттерны, выбор профессии и объекта любви. Взаимосвязь с позиций первой топики.
  7. Вторая теория психического аппарата (вторая топика). Влечения, психическая энергия и страх с позиций второй топики. Сравнительная характеристика первой и второй топики. Развитие Эго. Функции Эго. Развитие Суперэго. Эго как посредник между Суперэго, Ид и внешним миром. Компромиссные образования Эго.
  8. Защитная деятельность Эго. Уровни защитного функционирования. Характеристики защитных механизмов.
  9. Теория психосексуального развития и теория либидо. Взаимосвязь либидинального развития и развития Эго. Регрессии либидо и Эго и их роль в симптомообразовании.
  10. Эдипов комплекс как основа психопатологии, культуры и любви. Нарциссический и опорный тип выбора обекта.
  11. Теория нарциссизма. Взаимосвязь с теорией психосексуального развития.
  12. Психоаналитический процесс: классическая модель.
  13. Психоаналитические рамки (сеттинг) как подвижные границы.
  14. Психоаналитическое интервью: сравнительный анализ основных моделей.
  15. Сопротивление как предмет психоаналитического процесса.  Основные классификации. Принципы работы с сопротивлением. Последовательность работы с сопротивлением. Клинические примеры работы с сопротивлением.
  16. Перенос. Перенос как сопротивление. Классификации переноса. Типичные реакции переноса. Позитивный/негативный перенос. Агрессивный, эротический, эротизированный и нарциссический перенос. Принципы работы с переносом. Последовательность работы с переносом. Перенос, рабочий альянс и реальные отношения.
  17. Контрперенос. Основные теории контрпереноса. Значение контрпереноса в психоаналитическом процессе. Классификации контрпереноса.
  18. Основные интервенции (интерпретация, конфронтация, прояснение). Проработка. Постклассические типы интервенций.
  19. Интерпретация как генетическая реконструкция.
  20. Основное правило психоанализа. Метапсихологические аспекты «свободного ассоциирования».
  21. Позиция аналитика: абстиненция, нейтральность, анонимность. Принцип зеркала и правило контрвопроса. «Свободно-парящее» внимание. Психоаналитическая концепция эмпатии. Постклассические взгляды. Аналитик как объект и анти-объект.
  22. Параметры психоаналитической техники. Классификации, принципы применения. Клинические примеры.
  23. Экспрессивная модель психоаналитической техники.
  24. Поддерживающая модель психоаналитической техники.
  25. Модель психоанализа по У. Биону.
  26. Модель «современного психоанализа» (Спойтниц)
  27. Модели психоаналитической коммуникации, основанные на теории «селф» (Когут+теория мотивационных систем).
  28. Цели психоанализа. Медико-нозологический/метапсихологический подходы.
  29. Дифференциальная диагностика/психическая экономия. Принципы выбора психоаналитических техник.
  30. Модель психоаналитической терапии Э. Бибринга.
  31. Специальные проблемы (телефонные звонки, подарки, отношения, параллельные аналитическим, контакты вне кабинета, отпуска/болезни/пропуски сессий, суицидальный риск и т.д.).
  32. Психоаналитическая теория и техника: постмодернистские трансформации.

 

ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Лектор Прядкина Елена Георгиевна, психоаналитик, тренинг-аналитик&супервизор IPPS, Член Международной ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA), Член Европейской ассоциации психотерапии (EPA), преподаватель Учебного центра психоанализа и аналитической психологии

Современный психоанализ

Место концепции объектных отношений среди основных направлений  психоанализа

Объект , объектное отношение, самость.

Предпосылки и история возникновения концепции объектных отношений .Персоналии и теории.

Ш. Ференци

 "Изнеживающий анализ". Интроекция, перенос, гипноз. Связь алкоголя с психическими заболеваниями.  Гомоэротичность.  Субъектный и объектный гомоэротик .  Техника " активного анализа". "Обратный перенос". Фазы работы с контрпереносом .Проблема завершения анализа

М.Балинт и А. Балинт

Первичная форма любви. Пассивная и активная первичная любовь . Новое начало. Базисный дефект. Окнофилия и филобатизм. Терапевтическая регрессия . Доброкачественная и злокачественная регрессия. "Таблетка под названием врач"

М. Малер

"Психическое рождение". Фазы раннего развития. Подфазы сепарации-индивидуации. Кризисы раннего развития. Патогенез психических нарушений.

М. Кляйн

Психоанализ детей. Игровой метод. М. Кляйн и А. Фрейд. Младенческий невроз. Бессознательные фантазии. Инстинкт смерти и инстинкт жизни. Внутренний объект. Частичный объект. Хорошая и плохая грудь. Параноидно-шизоидная позиция. Депрессивная позиция. Репарация .Интроекция, проекция, проективная идентификация. Эго- развитие. Формирование ядра Супер-эго.

Д.Винникотт

Психосоматическое партнерство. Достаточно хорошая мать. Холдинг. Среднеожидаемое окружение. Фасилитирующая среда. Ложная и Истинная Самость. Переходные объекты и переходные феномены. От отношения к объекту к использованию объекта. Игра. Переходное пространство .     Терапевтическая регрессия к ступени зависимости. Виды зависимости .Концепция вторжения. Агрессия. Антисоциальность. Мать-объект и мать-среда. Обеспокоенность. Способность к одиночеству.

Р.Фейрберн

Концепция "поиска объекта". Структурная модель психики. Расщепление Эго. Возбуждающий и отвергающий объекты. Внутренний саботажник. Антилибидинозное Я как предшественник Сверх-Я. Динамика взаимодействия Центрального Я, ЛибидинозногоЯ и Антилибидинозного Я. Шизоидные расстройства как базисные для других видов психопатологии. Стадии развития объектных отношений в связи с видами зависимости: инфантильная зависимость, псевдозависимость, зрелая независимость Переходная стадия. Защитные техники как способ обращения с конфликтом переходной стадии. Х.Кохут

Психология Самости. Нарциссизм и нарциссические потребности. Селф,Самость. Биполярная трехчастная структура Самости. Ядерная Самость. Грандиозная самость. Патологические формы Самости: Архаическая, Фрагментированная, Опустошенная, Перевозбужденная, Несбалансированная. Эмпатия. Селф-объект. Селфобъектные переносы. Зеркальный перенос. Идеализирующий перенос. Двойниковый (близнецовый) перенос. Перенос слияния. Виновная и Трагичная личность. Преобразующая интернализация.

О. Кернберг

Мотивационные силы психики. Аффекты как блоки построения влечений. Интеграция теории влечений и теории объектных отношений. Я-репрезентация. Объект-репрезентация. Диагностика. Структурное интервью. Уровни организации личности. Пограничная и нарциссическая организация личности. Поддерживающая и экспрессивная психотерапия.

Процессы и механизмы.

Инкорпорация. Интернализация . Интроекция. Идентификация. Первичная и вторичная идентификация. Интроективная идентификация. Проекция. Проективная идентификация. Взгляд Британской и Американской школы О.О. на проективную идентификацию. Концепция проективной идентификации М. Кляйн , О. Кернберга , У .Биона. Цели и стадии проективной идентификации.

Перенос  и контрперенос.

 З.Фрейд, Ш.Ференци, К.Юнг.     

Э. Шарп  Тревога психоаналитика.

Т. Рейк .

Об интуиции и « схватывании» бессознательным аналитика бессознательного пациента. Контрперенос как сопротивление аналитика. Слушание «третьим ухом».

 П .Хайман.

Контрперенос как тотальный ответ аналитика на пациента, как инструмент работы аналитика, как творение и часть личности пациента. О самораскрытии аналитика.

Х. Ракер

Трехфакторная модель контрпереноса. Препятствие (слепые пятна аналитика), инструмент и особое поле . Контрперенос прямой и косвенный, конкордантный и комплиментарный, контрпереносные мысли и контрпереносные позиции. Невроз контрпереноса.

А. Райх

Эмпатия и контрперенос. Контрпернос « в прямом смысле слова» и контрперенос «для отыгрывания во вне».

Л. Гринберг

О воздействии пациента на аналитика. Концепция проективной контридентификации, как реакции аналитика на проективную идентификацию пациента.

Мани-Кёрл

Концепция нормального контрпереноса. Родительская роль аналитика. Двойная идентификация-проективная и инроективная.

Б. Джозеф

Невербальное взаимодействие пациента и аналитика. Разыгрывание.

М. Литтл

Контрперенос и перенос аналитика. Влияние параноидных и депрессивных чувств аналитика на процесс  анализа.

Д.Винникотт

« Ненависть к контрпереносе». Негативный контрперенос .

 

Психоанализ объектных отношений в клинической практике.

Форматы:  индивидуальный, пар, семей.

Диагностика, техника, стратегии терапии, инструменты.

Модель работы с сексуальными проблемами.

Сложности, НТР, тупиковые ситуации.

Разбор клинических случаев.

 

Задать возникшие вопросы и записаться в группу Вы можете по телефону: 8-916-654 23 87