Задать возникшие вопросы и записаться в группу Вы можете по телефону: 8-916-654 23 87
Настоящий курс состоит из двух лекционных циклов:
- «Теоретические основы психоаналитического процесса. Техника психоанализа»
Лектор – Dr. Phil ( Psych.) Попов Александр Г., Президент IPPS, проректор института психоанализа им. О. Феничела (Швейцария, Берн), действительный член Русского Психоаналитического Общества и Профессиональной Психотерапевтической Лиги, тренинг-аналитик&супервизор Национальной Федерации Психоанализа.
Данный лекционный цикл составлен на основе курса лекций, прочитанных в институте психоанализа (до 2008 г. «институт психоанализа при МГУ»/ «Техника психоанализа» (2000-2009 гг.); институте психологии и психоанализа / «Теоретические основы психоаналитического процесса» (2005-2009); Сибирском институте психоанализа «Основы психоаналитической теории и техники».
Учебная программа курса:
ПСИХОАНАЛИЗ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНИКИ
- Вне психологии, психиатрии и психотерапии: психоанализ как самостоятельная наука. Предмет и объект психоанализа.
- Классическая психоаналитическая теория. Феноменология, клиника, метапсихология. Топика, структура, экономика, динамика, генетика и адаптация.
- Психоаналитическая теория влечений.
- Психоаналитическая теория страха.
- Первая теория психического аппарата (первая топика). Дескриптивное, топическое, динамическое бессознательное. Функции предсознательной системы. Цензура. Первичное и вторичное вытеснение. Фиксация. Регрессия. Симптомообразование. Влечения и психическая энергия с позиций первой топики. Гомеостаз. Принцип удовольствия, принцип реальности, принцип константности.
- «Возвращение вытесненного»: сновидения, юмор, «ошибочные» действия, реакции переноса, черты характера, поведенческие паттерны, выбор профессии и объекта любви. Взаимосвязь с позиций первой топики.
- Вторая теория психического аппарата (вторая топика). Влечения, психическая энергия и страх с позиций второй топики. Сравнительная характеристика первой и второй топики. Развитие Эго. Функции Эго. Развитие Суперэго. Эго как посредник между Суперэго, Ид и внешним миром. Компромиссные образования Эго.
- Защитная деятельность Эго. Уровни защитного функционирования. Характеристики защитных механизмов.
- Теория психосексуального развития и теория либидо. Взаимосвязь либидинального развития и развития Эго. Регрессии либидо и Эго и их роль в симптомообразовании.
- Эдипов комплекс как основа психопатологии, культуры и любви. Нарциссический и опорный тип выбора обекта.
- Теория нарциссизма. Взаимосвязь с теорией психосексуального развития.
- Психоаналитический процесс: классическая модель.
- Психоаналитические рамки (сеттинг) как подвижные границы.
- Психоаналитическое интервью: сравнительный анализ основных моделей.
- Сопротивление как предмет психоаналитического процесса. Основные классификации. Принципы работы с сопротивлением. Последовательность работы с сопротивлением. Клинические примеры работы с сопротивлением.
- Перенос. Перенос как сопротивление. Классификации переноса. Типичные реакции переноса. Позитивный/негативный перенос. Агрессивный, эротический, эротизированный и нарциссический перенос. Принципы работы с переносом. Последовательность работы с переносом. Перенос, рабочий альянс и реальные отношения.
- Контрперенос. Основные теории контрпереноса. Значение контрпереноса в психоаналитическом процессе. Классификации контрпереноса.
- Основные интервенции (интерпретация, конфронтация, прояснение). Проработка. Постклассические типы интервенций.
- Интерпретация как генетическая реконструкция.
- Основное правило психоанализа. Метапсихологические аспекты «свободного ассоциирования».
- Позиция аналитика: абстиненция, нейтральность, анонимность. Принцип зеркала и правило контрвопроса. «Свободно-парящее» внимание. Психоаналитическая концепция эмпатии. Постклассические взгляды. Аналитик как объект и анти-объект.
- Параметры психоаналитической техники. Классификации, принципы применения. Клинические примеры.
- Экспрессивная модель психоаналитической техники.
- Поддерживающая модель психоаналитической техники.
- Модель психоанализа по У. Биону.
- Модель «современного психоанализа» (Спойтниц)
- Модели психоаналитической коммуникации, основанные на теории «селф» (Когут+теория мотивационных систем).
- Цели психоанализа. Медико-нозологический/метапсихологический подходы.
- Дифференциальная диагностика/психическая экономия. Принципы выбора психоаналитических техник.
- Модель психоаналитической терапии Э. Бибринга.
- Специальные проблемы (телефонные звонки, подарки, отношения, параллельные аналитическим, контакты вне кабинета, отпуска/болезни/пропуски сессий, суицидальный риск и т.д.).
- Психоаналитическая теория и техника: постмодернистские трансформации.
ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Лектор Прядкина Елена Георгиевна, психоаналитик, тренинг-аналитик&супервизор IPPS, Член Международной ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA), Член Европейской ассоциации психотерапии (EPA), преподаватель Учебного центра психоанализа и аналитической психологии
Современный психоанализ
Место концепции объектных отношений среди основных направлений психоанализа
Объект , объектное отношение, самость.
Предпосылки и история возникновения концепции объектных отношений .Персоналии и теории.
Ш. Ференци
"Изнеживающий анализ". Интроекция, перенос, гипноз. Связь алкоголя с психическими заболеваниями. Гомоэротичность. Субъектный и объектный гомоэротик . Техника " активного анализа". "Обратный перенос". Фазы работы с контрпереносом .Проблема завершения анализа
М.Балинт и А. Балинт
Первичная форма любви. Пассивная и активная первичная любовь . Новое начало. Базисный дефект. Окнофилия и филобатизм. Терапевтическая регрессия . Доброкачественная и злокачественная регрессия. "Таблетка под названием врач"
М. Малер
"Психическое рождение". Фазы раннего развития. Подфазы сепарации-индивидуации. Кризисы раннего развития. Патогенез психических нарушений.
М. Кляйн
Психоанализ детей. Игровой метод. М. Кляйн и А. Фрейд. Младенческий невроз. Бессознательные фантазии. Инстинкт смерти и инстинкт жизни. Внутренний объект. Частичный объект. Хорошая и плохая грудь. Параноидно-шизоидная позиция. Депрессивная позиция. Репарация .Интроекция, проекция, проективная идентификация. Эго- развитие. Формирование ядра Супер-эго.
Д.Винникотт
Психосоматическое партнерство. Достаточно хорошая мать. Холдинг. Среднеожидаемое окружение. Фасилитирующая среда. Ложная и Истинная Самость. Переходные объекты и переходные феномены. От отношения к объекту к использованию объекта. Игра. Переходное пространство . Терапевтическая регрессия к ступени зависимости. Виды зависимости .Концепция вторжения. Агрессия. Антисоциальность. Мать-объект и мать-среда. Обеспокоенность. Способность к одиночеству.
Р.Фейрберн
Концепция "поиска объекта". Структурная модель психики. Расщепление Эго. Возбуждающий и отвергающий объекты. Внутренний саботажник. Антилибидинозное Я как предшественник Сверх-Я. Динамика взаимодействия Центрального Я, ЛибидинозногоЯ и Антилибидинозного Я. Шизоидные расстройства как базисные для других видов психопатологии. Стадии развития объектных отношений в связи с видами зависимости: инфантильная зависимость, псевдозависимость, зрелая независимость Переходная стадия. Защитные техники как способ обращения с конфликтом переходной стадии. Х.Кохут
Психология Самости. Нарциссизм и нарциссические потребности. Селф,Самость. Биполярная трехчастная структура Самости. Ядерная Самость. Грандиозная самость. Патологические формы Самости: Архаическая, Фрагментированная, Опустошенная, Перевозбужденная, Несбалансированная. Эмпатия. Селф-объект. Селфобъектные переносы. Зеркальный перенос. Идеализирующий перенос. Двойниковый (близнецовый) перенос. Перенос слияния. Виновная и Трагичная личность. Преобразующая интернализация.
О. Кернберг
Мотивационные силы психики. Аффекты как блоки построения влечений. Интеграция теории влечений и теории объектных отношений. Я-репрезентация. Объект-репрезентация. Диагностика. Структурное интервью. Уровни организации личности. Пограничная и нарциссическая организация личности. Поддерживающая и экспрессивная психотерапия.
Процессы и механизмы.
Инкорпорация. Интернализация . Интроекция. Идентификация. Первичная и вторичная идентификация. Интроективная идентификация. Проекция. Проективная идентификация. Взгляд Британской и Американской школы О.О. на проективную идентификацию. Концепция проективной идентификации М. Кляйн , О. Кернберга , У .Биона. Цели и стадии проективной идентификации.
Перенос и контрперенос.
З.Фрейд, Ш.Ференци, К.Юнг.
Э. Шарп Тревога психоаналитика.
Т. Рейк .
Об интуиции и « схватывании» бессознательным аналитика бессознательного пациента. Контрперенос как сопротивление аналитика. Слушание «третьим ухом».
П .Хайман.
Контрперенос как тотальный ответ аналитика на пациента, как инструмент работы аналитика, как творение и часть личности пациента. О самораскрытии аналитика.
Х. Ракер
Трехфакторная модель контрпереноса. Препятствие (слепые пятна аналитика), инструмент и особое поле . Контрперенос прямой и косвенный, конкордантный и комплиментарный, контрпереносные мысли и контрпереносные позиции. Невроз контрпереноса.
А. Райх
Эмпатия и контрперенос. Контрпернос « в прямом смысле слова» и контрперенос «для отыгрывания во вне».
Л. Гринберг
О воздействии пациента на аналитика. Концепция проективной контридентификации, как реакции аналитика на проективную идентификацию пациента.
Мани-Кёрл
Концепция нормального контрпереноса. Родительская роль аналитика. Двойная идентификация-проективная и инроективная.
Б. Джозеф
Невербальное взаимодействие пациента и аналитика. Разыгрывание.
М. Литтл
Контрперенос и перенос аналитика. Влияние параноидных и депрессивных чувств аналитика на процесс анализа.
Д.Винникотт
« Ненависть к контрпереносе». Негативный контрперенос .
Психоанализ объектных отношений в клинической практике.
Форматы: индивидуальный, пар, семей.
Диагностика, техника, стратегии терапии, инструменты.
Модель работы с сексуальными проблемами.
Сложности, НТР, тупиковые ситуации.
Разбор клинических случаев.
Задать возникшие вопросы и записаться в группу Вы можете по телефону: 8-916-654 23 87